Главная » Статьи » Авторские рассказы

Ретро-маршрут троллейбуса? Это возможно!

© Денис Паничкин

 

В настоящее время из экскурсионных видов транспорта, работающего как полурегулярный общественный, в Санкт-Петербурге существует только ретро-трамвай (маршрут М), работающий по выходным и праздничным дням.

В этом отношении следует отметить заметное упущение петербургского Горэлектротранса, так как возможна организация и другого экскурсионного ретро-транспорта – «трамвая без рельсов». Да, именно так называли первые троллейбусы!

Рассказ этот я пишу в 2016 году, в преддверии юбилея петербургского троллейбуса. Как раз 80 лет назад, 21 октября 1936 года по маршруту «Красная площадь (площадь Александра Невского) - проспект 25 Октября (Невский проспект) - улица Гоголя (Малая Морская улица) - бульвар Профсоюзов (Конногвардейский бульвар) - площадь Труда» прошёл первый ленинградский троллейбус (это был выпущенный на ЯАЗе троллейбус модели ЯТБ-1).

 

 

У троллейбуса история, хотя и короче, но не менее интересная, чем у трамвая, у которого к указанной дате на ленинградских улицах уже была достаточно развитая маршрутная система. И даже в кризисных условиях, пережитых городским транспортом начиная с 1990-х годов, число троллейбусов и троллейбусных маршрутов мало отличается от трамвайных.

Мне удалось отыскать и кое-что о несостоявшемся из истории ленинградского троллейбуса, а ведь он мог бы сравниться с трамваем в своём вкладе в победу в обороне Ленинграда:

 

Далеко не все знают, что ещё осенью 1941 года при обсуждении проектов дороги профессор А. Н. Бутников предложил пустить по Ладоге троллейбусы: «...Не исключена возможность устройства троллейбусной линии, питаемой током от Волховской гидростанции через трансформатор, для чего можно использовать все городские вагоны троллейбуса, сняв диваны. Столбы для проводов легко вморозить в лёд...»

Это было подсказано тем, что существовал ледовый трамвай, ходивший по льду Невы с 1895 по 1911 год.

Годом позже, в конце осени 1942 года, идею воскресил начальник Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда М.Х. Сорока. По его мнению, троллейбус с демонтированными креслами благодаря большой грузоподъёмности мог бы перевозить в осаждённый Ленинград с Большой земли сотни тонн продовольствия, сырья и материалов. Опыт первой военной зимы показал, что лёд Ладоги способен выдерживать даже тяжелую технику. Опоры под контактную сеть предлагалось вморозить в ладожский лёд – по примеру того как обустраивали линии ледового трамвая, а на середине озера поставить передвижную подстанцию. Тяговые подстанции предполагалось разместить на обоих берегах – в Кобоне и Коккорево. Непосредственное руководство операции под условным названием «Ладога» было возложено на главного инженера управления Б.Т. Иванова, начальника троллейбусной службы Я.А. Рейфера и начальника энергослужбы И.Е. Поха. Предварительные расчёты были доложены члену Военного совета Ленинградского фронта А.А. Жданову. Из них следовало, что перевозки троллейбусами будут намного дешевле автоперевозок, а пропускная способность Дороги жизни будет увеличена. Однако в реализацию проекта внесли свои коррективы технические эксперты и…погода. По прогнозу ожидалось, что толщина ладожского льда зимой 1942 года будет меньшей, нежели в 1941-м, поэтому людьми и техникой было решено не рисковать. Прогноз учёных оправдался – возить грузы по ладожскому льду оказалось непросто даже автомобилям – за эту зиму трассы меняли на Ладоге 64 раза. Необходимость троллейбусной «ладожской» линии отпала и по другой причине – началась подготовка операции «Искра» по прорыву блокады, которая в январе 1943 года принесла городу долгожданную свободу.

 

(по материалам ГУП Горэлектротранса СПб и «Комсомольской правды»)

 

Конечно, это выглядит невероятным и может оказаться уязвимым для ханжей-критиков, но отрицать это – значит, отрицать очевидное.

То, что троллейбус ничем не уступает ни в истории, ни в современном значении трамваю, может стать основанием организации такого же экскурсионного ретро-маршрута по выходным дням. Ведь даже в малых городах, где есть троллейбусы, такое практикуется. А для младших школьников в дни окончания учебного года экскурсии на ретро-троллейбусах в любые годы было желанным событием.

Конечно, по ряду причин (редкость сохранившихся троллейбусов моделей 1930-х годов, заторы по указанному выше маршруту) организация ретро-троллейбуса может оказаться труднее, чем это было в случае с трамваем, но … попробовать стоит.

Категория: Авторские рассказы | Добавил: РефМастер (11.07.2016)
Просмотров: 628 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0