Главная » Статьи » Находки |
1 ноября 1920 года по инициативе выдающихся русских ученых-востоковедов в Государственном Эрмитаже был создан отдел Востока. В него вошло около 10 000 экспонатов, собранных Эрмитажем до революции. Отдел быстро разрастался. В него влились богатейшие материалы из собраний, разбросанных по разным музеям и хранилищам. В организации отдела приняли участие крупнейшие русские востоковеды – академики В.В. Бартольд, Н.Я. Марр, С.Ф. Ольденбург, будущий директор Эрмитажа Профессор И.А. Орбели. Свою деятельность Отдел начал с объединения и систематизации восточных коллекций, разрозненным по отделениям старого эрмитажного собрания. Одновременно его фонды пополнялись за счет поступления вещей из частных собраний, других собраний и учреждений. В собрание В 1925 году Эрмитажу были переданы коллекции восточного прикладного искусства (керамика, стекло, бронзы, восточные ковры, китайский фарфор, лаки, резной камень) из музея Художественно-промышленного училища Штиглица в Ленинграде. В Отдел вошли коллекции восточных памятников, хранившихся ранее в Русском музее, Академии наук, Государственной Академии истории материальной культуры, Ленинградского университета. Уже за первые десять лет работы Отдел собрал богатейшую коллекцию восточных экспонатов, получившую мировое признание в 1931 году в Лондоне на II Международном конгрессе по иранскому искусству и археологии. Сегодня в Отделе Востока хранится более 158 тысяч памятников. Его коллекции непрерывно растут благодаря деятельности Закупочной комиссии Эрмитажа, работе археологических и эпиграфических экспедиций. Ряд вещей, пополнивших коллекции Отдела, был передан в дар музею. К ним относятся знаменитые парфянские ритоны из Нисы, переданные правительством Туркменской ССР, и Айртамский фриз – дар правительства Узбекской ССР. Замечательные образцы индийской скульптуры и миниатюрной живописи поступили от правительства Индии. Собрание памятников китайского искусства увеличилось за счет подарков правительства КНР. Необходимо упомянуть и голову Будды II-IV веков из известняка, присланную правительством Афганистана. Заметное место среди поступлений заняло большое собрание японской цветной гравюры и японской миниатюрной скульптуры «нэцкэ», переданное в дар С.П. Варшавским, известным писателем и коллекционером. Особенно ценным пополнением стали материалы, собранные известным русским путешественником П,К.Козловым. В начале XX века он открыл и раскопал древний город Хара-Хото, существовавший в пустыне Гоби в XI-XVI веках. Здесь были найдены уникальные памятники буддийского искусства, главным образом многочисленные тибетско-тангутские и китайские иконы: живопись на холсте, бумаге и шелке. Таким же ценным приобретением отдела Востока стали лёссовая скульптура и стенные росписи XV-X веков до н.э. из древнего китайского монастыря Цянь Фо-дун («Пещера тысячи будд»), собранные еще в 1910-е годы экспедицией С.Ф.Ольденбурга. Уже с конца 1920-х годов Отдел организует археологические экспедиции на Кавказ и в Среднюю Азию. Почти три десятилетия, начиная с 1939 года, велись раскопки холма Кармир-Блур в Закавказье, где был открыт главный город страны древних урартов - народа, жившего здесь в VIII-VI веках до н.э. Экспедиции, покупки через Экспортно-закупочную музейную комиссию, официальные и частные дары из стран Востока значительно пополнили коллекции Отдела. В наше время - это одно из крупнейших в мире собраний памятников культуры и искусства народов Востока, отражающих культуру всех его регионов. В залах первого этажа Зимнего дворца расположены экспозиции Древнего Востока: Древний Египет и небольшое собрание памятников Передней Азии. На первом же этаже Зимнего дворца, вдоль Адмиралтейства, устроены экспозиции культуры и искусства Средней Азии. Здесь можно увидеть уникальные стенные росписи из древних дворцов Пенджикента и Bахарши VII-VIII веков, керамику, и изразцы, украшавшие мечети Самарканда во времена Тамерлана, и многое другое. На третьем этаже Зимнего дворца располагаются выставки богатейших собраний Византии, стран Ближнего Востока (Иран, Сирия, Турция) и стран Дальнего Востока. В особенности превосходны памятники живописи, скульптуры, редчайшие образцы художественного ремесла из собрания искусства Китая и Тибета. Через десять лет после образования отдела Востока, в 1931 году, в Эрмитаже был создан отдел Археологии. Он объединил памятники культуры и искусства скифов и сарматов VII века до н.э. - III века н.э., которые ранее хранились вместе с античными памятниками в отделе Древностей, и материалы культуры первобытных народов. После революции сюда добавились переданные Эрмитажу частные собрания. Сейчас собрание культуры и искусства Востока постоянно пополняется и включает около ста пятидесяти тысяч памятников.
Выставку «культура и искусство народов Средней Азии» вероятно, можно назвать одной из самых больших и интересных в отделе Востока. Здесь можно познакомиться с образцами стенных росписей и фризами, парадная и бытовая керамика и приспособления, использовавшиеся при ее изготовлении, изразца из мечети Биби-Ханым, туркменские ковры, образцы ювелирных работ XIX века. Любопытным экспонатом является камень-памятник с надписью Тимура. На небольшой выставке культуры и искусства Византии, занимающей всего три зала, представлены памятники великого государства, просуществовавшего более тысячи лет, с IV по XV век, и занимавшего гигантскую территорию на трех континентах: в Азии, Европе и Африке (Египет и южное побережье Средиземного моря). Коллекция византийских икон, наряду с собранием серебра, изделиями из резной кости, эмалями и др, представляет огромную художественную и научную ценность, так как позволяет на первоклассных образцах изучать важный этап развития культуры человечества в обширном районе. Знакомясь с залами, посвященными искусству и культуре Ирана, можно увидеть прекрасные серебряные, бронзовые изделия, которыми славился Иран, а также его керамику. Зал искусства Китая XVIII в. Зал находится на третьем этаже Зимнего дворца, где раньше размещались помещения обслуживающего персонала. В экспозиции представлены памятники китайского искусства периода династии Цин (1644-1911): произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные в технике перегородчатой эмали, часть огромной эрмитажной коллекции китайского резного камня, живописные произведения, выполненные тушью на бумаге или шёлке. К наиболее интересным экспонатам выставки относятся: двенадцатистворчатая ширма коромандельского лака (XVII в.), изделия из нефрита, а также свиток, выполненный тушью на шелке художником Цао Куйинь «Пейзаж на озере» со стихотворным текстом известного китайского поэта IX в. Бо Цзюйи. Прекрасно изделие из нефрита в виде плода семейства цитрусовых «Рука Будды». Зал искусства Китая XII - XIII вв. Хара-Хото. Зал находится на третьем этаже Зимнего дворца, где ранее также размещались помещения обслуживающего персонала. В экспозиции представлены памятники XII-XIII вв. из древнего города Хара-Хото - одного из крупнейших центров Тангутского государства Си Ся. В ходе проводимых П.К. Козловым в начале ХХ в. археологических раскопок этого стоявшего на границе пустыни Гоби и погибшего в XIII в. города были найдены древние живописные произведения буддийского искусства, которые пролежали в сухих песках без доступа воздуха около семи столетий. На выставке можно видеть такие редкие памятники XI-XII вв., как буддийские иконы (свитки на шелке) «Ботхисаттва Гуаньинь» и «Явление Будды Амитабха», «Портрет сановника» (свиток на бумаге) - прекрасный образец портретного искусства эпохи Сун, а также ксилографы - книги, печатанные с деревянных досок - с тангутскими и китайскими текстами Зал культуры и искусства Византии. Главную роль в отделке интерьера этого зала играет роспись потолка, выполненная в технике гризайльной живописи, с использованием античных орнаментальных мотивов. В зале выставлены памятники культуры и искусства некогда великого государства - Византии, происходящие из столицы империи Константинополя и её провинций: Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта. В экспозиции представлена одна из лучших в мире коллекций ранневизантийского серебра и изделий из слоновой кости V-VII вв. Среди шедевров выставки - евхаристическое Блюдо Патерна (498 г., Константинополь), найденное под Полтавой в 1912 г. и принадлежавшее епископу города Томи (Констанца) Патерну; консульский диптих (ок. 500 г., Константинополь), с изображением цирковых сцен, интерес к которым в Византии был очень велик. Зал культуры и искусства Сасанидского Ирана III-VII вв. В экспозиции представлена часть лучшей в мире коллекции иранских серебряных сосудов эпохи правления Сасанидской династии (III-VII вв.). Сосуды были найдены в древних кладах на русском Севере в XIX - первой пол. ХХ вв., что является абсолютным свидетельством их подлинности. К шедеврам коллекции относятся два блюда, украшенных выразительными сценами царской охоты: «Шапур II, охотящийся на львов» (IV в.) и «Бахрам Гур и Азаде» (VII в.) - с изображением легендарного эпизода охоты царевича Бахрам Гура на газелей. В зале можно также видеть часть богатейшей коллекции сасанидских резных камней с изображениями божеств, людей, реальных и фантастических животных, цветов. Эти камни использовались как печати и служили в качестве талисманов. На выставке демонстрируются также монеты, чеканенные сасанидскими царями
Залы культуры и искусства Ирана XVI - первой половины ХIХ вв. Залы находятся на третьем этаже Зимнего дворца, где когда-то размещались апартаменты императора Николая I. Главенствующую роль в отделке одной из комнат - в прошлом статс-секретарской - играет оформление потолка, живописная роспись которого имитирует кессоны. На выставке в зале можно видеть лаковые изделия конца XVII в. и созданные в первой половине ХIХ в. живописные произведения на холсте, среди которых - портреты правителя Ирана Фатх-Али-шаха (худ. Михр-Али). В отделке бывшей Портретной гостиной Николая I сохранилась нарядная отделка потолка: свод, оформленный в виде купола, расписан в технике гризайльной живописи, в парусах - живописное изображение гениев славы. В экспозиции здесь представлены богатая коллекция иранской керамики XVI-XVII вв., сопоставимая с лучшими в мире собраниями, одна из самых больших и высококачественных коллекций медных и латунных сосудов XVI-XVII вв., образцы иранской миниатюры и ковры XVII в.
Литература:
| |
Просмотров: 1458 | |
Всего комментариев: 0 | |