Главная » Статьи » Находки

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

Ладога как древний политический и культурный центр

 

На территории современной России издревле жили различные славянские племена. Через их земли по многочисленным рекам проходили торговые пути. Уже в конце VIII века путь «из варяг в арабы» соединил Балтийское и Каспийское моря. Чуть позже, в IX веке был освоен новый путь - «из варяг в греки». Он связал северные страны с Причерноморьем, Скандинавию и Прибалтику с Византией. С севера на юг везли оружие, лес, меха, мед, воск, янтарь, а в обратном направлении - пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, книги, хлеб, вино.

Важнейшей частью варяжских торговых путей был Волхов, соединявший два озера: Ладогу и Ильмень. Однако передвижение по Волхову затруднялось множеством порогов, и возле самых сложных из них в VIII в. возникло поселение, которое сейчас известно нам как Старая Ладога. Точной даты его основания мы не знаем, но как свидетельствуют археологические раскопки, это произошло не позднее 753 года.

Ладога представляла собой город-порт, который служил местом контакта различных этнических групп и культур: славян, финнов и скандинавов. Здесь собирались купеческие караваны, бойко шла торговля мехами, ювелирными изделиями, оружием. Ладожане удивительно быстро научились делать то, что пользовалось спросом в близких и дальних землях. Впервые Ладога упоминается в летописи под 862 годом в числе десяти древнейших городов Руси. До 864 года в городе правил варяжский конунг Рюрик, который впоследствии перенес княжескую резиденцию в «городок на Волхове», будущий Новгород. Но и при преемниках Рюрика Ладога оставалась важнейшим торговым центром и северо-западным форпостом.

В XII вв. Ладога становится одним из новгородских пригородов, ключевым звеном в системе укреплений, защищавших Новгород от внешних врагов. В 1114 году здесь была заложена каменная крепость, стены которой имели высоту около восьми метров, а толщину - около двух. В 1164 Ладога выдержала осаду шведских войск; призвав на помощь новгородцев, ладожане отогнали врага и в устье реки Воронеги полностью разгромили его. По преданию, в память об этой победе под защитой крепостных стен был поставлен храм Св. Георгия-Победоносца.

Вокруг крепости, центра средневекового города, в XII веке сформировался посад, разделенный на районы-концы. На северной границе города возвышалась Успенская церковь, на южной - Никольская. Рядом с крепостью стоял главный собор Ладоги, церковь св. Климента. Сам факт того, что в XII веке в Ладоге стояло шесть каменных храмов, к тому же расписанных фресками, свидетельствует о необычайном богатстве и важности города.[1]

Наиболее значительными центрами в собственно Новгородской земле были Ладога, Торжок, Старая Руса. Ладога стояла недалеко от впадения реки Волхова в Ладожское озеро. К ней близко подходили реки Сясь и Тихвинка, верховья которых непосредственно примыкали к Чагодоще, притоку реки Мологи. Древний путь от берегов Балтийского моря к верховьям Волги шёл примерно по линии современной Тихвинской водной системы и отмечен целым рядом курганов и могильников. От Ладоги начинался путь по Свири и Ковже к Белоозеру, где находилось племя «Весь». Этот район был известен в X в. как страна, богатая пушным зверем. Для древнейшей стадии скандинавской торговли с востоком Ладога являлась, несомненно, более удобным центром, чем Новгород. Поэтому предание о Ладоге, как о первом месте поселения Рюрика, может указывать на большое значение этого города в глубокой древности, как отправного пункта движения скандинавской торговли на юг и юго-восток.

Особое отношение варягов к Ладоге подтверждается скандинавскими сагами, нередко упоминающими об Альдейгаборге. По скандинавским сказаниям, Ладога была отдана Ярославом Мудрым в вено Ингигерд (Ирине), дочери короля Олафа. Ингигерд изъявила своё согласие на брак с условием, чтоб ей предоставлен был «в свадебный дар Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относится». Ингигерд вышла замуж за Ярослава и отдала крепость Альдейгьюборг с областью Рогнвальду. Таким образом, скандинавские саги рисуют нам положение Ладоги как опорного пункта для варягов, приходивших из-за моря.

На древность поселений в районе Ладоги указывают находки арабских монет VIII-IX вв. около древней Георгиевской церкви в крепости. С установлением постоянных торговых и политических сношений Новгорода с Ростово-Суздальской землёй по верхнему течению Волги значение Ладоги сильно упало, так как открылись более близкие и безопасные пути на восток. Тем не менее Ладога долго оставалась крупнейшим городом на севере Новгородской земли. В Ладоге были построены каменные церкви и воздвигнут в 1116 г. каменный замок, заложенный ладожским посадником Павлом. Большое значение Ладоги объясняет участие ладожан в решении важнейших политических вопросов, касавшихся Новгородской земли в целом, хотя замечается подчинённое положение Ладоги по отношению к Новгороду.

В торговом отношении Ладога имела значение перевалочного пункта, которое она сохраняла ещё в XIII в., когда в Ладоге находилась католическая церковь св. Николая. При ней надо предполагать существование двора для приезжих купцов, как это было в Новгороде. Из проекта договора Новгорода с Готландом XIII в. видно, что церковь была построена в давнее время, так как пользовалась «как и в старину», особыми отведёнными ей лугами. По-видимому, она находилась на Варяжской улице, упоминаемой в переписной книге Ладоги 1500 г. Из той же переписной книги выясняется, что в Ладоге был посад с несколькими улицами и церквами. О существовании его известно уже по летописному рассказу о нападении шведов на Ладогу в 1164 г.

 

 

Особенности стиля церкви Святого Георгия

 

Церковь св. Георгия – самая древняя из ныне существующих церквей Старой Ладоги. Существуют предания, что она построена на месте прежнего языческого капища.

Как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 гг. после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. «Первая Новгородская летопись» сообщает, что в 1164 году на ладожскую крепость напали шведы, ладожане, «затворишася в граде», послали и Новгород за князем и войском. Вскоре «приспе князь Святослав с новгородци и с посадником Захариею».[2] Шведы были разбиты.

Строительство, скорее всего, началось на следующий год (летние месяцы были уже пропущены). Позже 1165-1166 годов строительство маловероятно: князь Святослав, возможный заказчик храма, в 1167 году был изгнан из Новгорода и на следующее лето умер. Второй предполагаемый заказчик - посадник Захарий - погиб в 1166 году. Видимо, староладожский храм начали и закончили строить как раз в 1165 году. Такой малый храм каменных дел мастерам вполне под силу выстроить за один год. Подобные темпы не были редкостью в XII веке

Церковь святого Георгия – одна из древнейших каменных построек на севере Руси. Небольшой четырехстолпный храм с тремя апсидами сложен из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей.

Здесь впервые были сделаны ощутимые сдвиги к новым формам новгородского храмозодчества. В плане храм уменьшен до предела, его площадь составляет всего 72 квадратных метра. Восточная сторона вытянутого куба занята тремя высокими апсидами, доходящими до закомар. Его кубический объем расчленен простыми и массивными лопатками. Световой барабан со шлемовидным куполом венчает общую массу церкви. Высота церкви 15 метров.[3]

Хоры, где раньше располагалась во время службы княжеская семья с приближенными, теперь стали не нужны. Вместо них был сделан деревянный настил, соединяющий два придела в угловых частях второго яруса, куда вела узкая внутренняя лестница, выложенная в западной стене.

До настоящего времени сохранились фрески барабана, купола, южной апсиды («Чудо Георгия о змие») и отдельные фрагменты в других местах.

В староладожском храме полное соответствие между его внешним обликом и интерьером. Ясно и четко просматривается общая конструкция здания. Это станет особенность и новгородских церквей, и культовых построек других древнерусских земель.

Из всех домонгольских новгородских храмов Георгиевский – самый изысканный по формам. Он очень компактен и пропорционален. Небольшой по размерам, он словно вылеплен из единого пластического материала.

В 1445 году по повелению архиепископа Евфимия Вяжищского вокруг Георгиевской церкви был основан Георгиевский монастырь (его также называли Ладожским застенным, поскольку располагалась обитель под защитой крепостных стен). К 1646 году Георгиевская церковь стала соборной для всей Ладоги, и рядом с ней появилась деревянная церковь св. Дмитрия Солунского (в 1730 году ее обновили). В 1678 году во владениях Ладожского монастыря насчитывалось всего два крестьянских двора, и в первой половине XVIII века он прекратил свое существование. Последнее упоминание о монастыре относится к 1722-1723 годах, однако, уже в это время в нем нет монашествующих; в 1744 году Георгиевский храм стал приходской церковью. В XIX веке к нему пристроили каменные паперти, колокольни; в храме прорубали новые окна и двери, меняли кровлю. В ХХ веке храму был возвращен первоначальный облик.

 

[1] Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956. С. 285

[2] Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. С. 153

[3] Сарабьянов В. Георгиевский собор в Старой Ладоге. – М., 2002. С. 64

 

Категория: Находки | Добавил: РефМастер (05.07.2016)
Просмотров: 656 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0