Главная » Статьи » Авторские рассказы

Редкие экскурсии: что это такое?

© Денис Паничкин

 

В 1988 году в киножурнале «Ералаш» был такой сюжет: действие происходит в районе Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, и ведущий задаёт вопрос школьникам о том, кто знает, что это такое. Никто из респондентов-москвичей не отвечает верно, некоторые даже говорят откровенные глупости. И лишь случайный приезжий (насколько помню, из бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа) отвечает правильно и полно на вопрос.

Годом позже в еженедельнике «Собеседник» был напечатан подобный материал, где москвичи уже на другие вопросы отвечали не менее глупо, например, что Красная площадь получила своё название … благодаря пожарам в 1812 году!

Глупости москвичей (и ленинградцев тоже) в период перестройки массово обыгрывались в СМИ. Но такое же можно было сказать обо всех. Как раз через день после того, как я прочитал «Собеседник», мне пришлось испытать такое же чувство. Это было в Махачкале, одном из городов – «младших братьев» Ленинграда – Санкт-Петербурга (поскольку, согласно легенде и в некотором смысле и истории, Порт-Петровск возник на месте военного лагеря Петра I времён Каспийского похода). Для нашего класса организовали обзорную экскурсию по городу, и … я убедился, что в отношении того, что мы знали о своём городе, мы мало отличаемся от москвичей и ленинградцев.

После этого я могу сделать предварительный вывод о большом образовательном значении таких экскурсий в любом городе.

В последующие годы, будучи профессиональным исполнителем курсовых работ, я немало написал этих работ на экскурсионную тематику. Вот фрагмент из одной такой работы, в котором отражено понимание образовательного значения экскурсий:

 

В современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание.

Первые методисты экскурсионного дела, например, И.М. Грете, сводили сущность экскурсии к «моторности», т.е. передвижению. Более полное определение экскурсии было дано Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.

Понятие «экскурсия», согласно толкованию Б.В Емельянова, являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Таким образом, экскурсия - это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы. Это целенаправленный наглядный процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях, что позволяет использовать экскурсию как метод воспитания и образования; экскурсия как форма как форма организации учебной работы становится все более важным средством развития познавательной деятельности школьников, следовательно, она может принести больше пользы в том случае, если будет правильно организована.

 

Идея редких и необычных экскурсий возникла тоже из курсовых работ, уже петербургского периода творчества (с 2007 года). Мне приходилось анализировать предложения различных экскурсионных организаций:

 

Автобусные экскурсии:

«Блистательный Санкт-Петербург» - 3 часа - исторический центр Северной Пальмиры. По Невскому проспекту, улицам, площадям, набережным и мостам, всемирно известным архитектурным ансамблям и прекрасным дворцам, старинным особнякам и великолепным храмам. Тематические экскурсии - «Исторические страницы: судьба Петербурга - судьба России»:

«История династии Романовых» - посещение усыпальницы российских императоров - Петропавловского собора и императорского Зимнего дворца с показом жилых покоев и рассказом о жизни «высочайших особ».  - 4 часа.

«Петровский Петербург» - автобусная экскурсия предполагает путешествие по местам, связанным с историей города первых лет его существования: Троицкая площадь - домик Петра I на Петровской набережной - Петропавловская крепость - здание Двенадцати коллегий и Меншиковский дворец (возможно посещение дворца) - Летний сад.  - 3 часа.

«Золотой век Екатерины II» - автобусная экскурсия по памятным местам, связанным с блестящей эпохой правления Екатерины II - Екатерининский сквер (памятник Екатерине Великой) - Зимний дворец (с посещением экспозиции Эрмитажа о русской культуре второй половины XVIII века) - Дворцовая набережная - Мраморный дворец - Таврический дворец.  - 3 часа.

«Романтический император - Павел I» - знакомство с личностью самого неординарного русского императора Павла I, его правлением и событиями конца XVIII века.

«Эпоха императора Александра I» - автобусная экскурсия посвящена блистательной эпохе Александровского правления, связанной с победой над наполеоновской Францией, крупными достижениями во всех областях искусства. Маршрут: Дворцовая пл. - пл. Искусств - пл. Островского - ул. Зодчего Росси - Каменноостровский дворец.  - 3 часа.

«Николаевский Петербург» - автобусная экскурсия по местам, связанным с эпохой Николая I: Невский пр. - Дворцовая пл. - пл. Труда (Николаевская пл.) - Исаакиевская пл., памятник Николаю I - Измайловский пр. - слобода Измайловского полка - Невский пр.  - 3 часа.

«Царь-освободитель Александр II» - экскурсия в храм «Воскресения Христова» («Спас На Крови») и на экспозицию, посвященную императору Александру II. - 2 часа.

«Николай II - последний российский монарх» - поездка в Александровский дворец Царского Села, посещение Петропавловского собора и музея Политической истории России.  - 3 часа.

«Петербург - город всех вер» - автобусная экскурсия, посвященная многообразию религиозной жизни Северной Столицы. - 3 часа.

«Православный Петербург» - автобусная экскурсия, Александро-Невская лавра (с экскурсией) - Казанский собор (возможна экскурсия) - Исаакиевский собор (экскурсия) - Николо - Богоявленский морской собор - подворье Оптиной пустыни на Васильевском острове - Смоленское кладбище с посещением часовни св. блаженной Ксении. - 4 часа.

«Петербург - город морской славы» - автобусная экскурсия: музей истории Военно-Морского флота - музей «Подводная лодка «Народоволец» - ледокол «Красин» - крейсер «Аврора» - 3 - 4 ч. На всех перечисленных объектах возможны экскурсии.

«Великокняжеские дворцы» - автобусная экскурсия предполагает посещение (на выбор) двух бывших великокняжеских дворцов и знакомство с жизнью великосветского Петербурга. Среди предполагаемых объектов: дворцы Бобринских, Ново-Михайловский дворец, дворец вел. князя Владимира Александровича, дворец вел. князя Николая Николаевича и другие - 3 часа.

«Военный Петербург» - автобусная экскурсия предполагает посещение Артиллерийского музея, музея А. В. Суворова, Петропавловской крепости, Военной галереи Зимнего дворца (на выбор) и экскурсия по военно-историческим объектам Петербурга - 3 часа.

«…И вечной памяти двенадцатого года» - автобусная экскурсия, экскурсия посвящена памяти Отечественной войны 1812 года. - Казанская пл. - Казанский собор - Дворцовая пл. - Военная галерея Зимнего дворца. Автобусная экскурсия по Петербургу продлится 3 часа.

«Восстание декабристов (Сенатская пл.)» - рассказ об одном из самых драматических событий отечественной истории. Экскурсия предназначена, главным образом, для учащихся как вспомогательное занятие по теме «Восстание декабристов».  - 2 часа.

(…)

Пешеходные экскурсии по истории города:

Дворец Нарышкиных-Шуваловых

Особняк Кочневой на Фонтанке

Особняк в Коломне

Роскошь и тайны особняка на Сергиевской

Семейство графов Воронцовых (храм в Мурино, Воронцовский дворец и Мальтийская капелла)

Особняк Кочубея на Конногвардейском бульваре

Каменноостровский дворец Павла

Малый Мраморный дворец княгини Юрьевской

Громкие имена на тихой улице (с посещением музея-квартиры Ф.Шаляпина).

 

Но все эти предложения – уже существующие, и их стоит назвать скорее тематическими, чем редкими и необычными.

Экскурсия - результат двух важнейших процессов: ее разра­ботки и ее исполнения. Они связаны между собой, взаимообу­словлены.

Со­держание будущей экскурсии, ее познавательная ценность на­ходятся в прямой зависимости от их знаний, компетентности, степени практического опыта, усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы воздействия на экскурсантов.

Моё предложение о необычных экскурсиях сводится к разработке экскурсий по маршрутам, ранее не использовавшимся, в направлении пригородов Санкт-Петербурга, не входивших в состав предложения экскурсионных организаций. Ведь доходные дома Санкт-Петербурга могут вызвать не меньший интерес, чем великокняжеские дворцы, а экскурсия в районы Коломна и Галерная гавань могут представлять не меньший интерес, чем по историческому центру. Потому что без Коломны, Галерной гавани, Петербургской стороны не могло быть Дворцовой площади и исторического центра.

Не меньший интерес могут представлять экскурсии в такие пригороды, как Усть-Ижора, Колпино, Красное Село.

Как отнесутся к разрабатываемому мной направлению, я не стану гадать. Не исключаю и то, что «ненормальным» посчитают человека, который вместо Дворцового моста в качестве символа города продвигает Вантовый мост, вместо Медного всадника – памятник Александру Невскому, а на экскурсии в Кронштадт станет рассказывать о таком утраченном объекте, как крепостная железная дорога.

 

 

И даже – большего я хочу. С детства мне внушали (любыми средствами - до откровенного психического террора), что есть нечто выше моего понимания. Запугивали проклятиями. Но я, даже понимая, оставляю за собой право не согласиться и насильственно изменить обстановку в свою пользу. У меня немало было набросков рассказов (и я могу их восстановить) о том, как дети, вопреки «родительским проклятиям», действовали против «традиций и обычаев», и именно разрыв с родителями приводил к улучшению их жизни (материальное благополучие, популярность, признание), а иногда – и к ухудшению жизни родителей. Смыслом моей жизни было насильственное изменение всего, что мне не нравится. Я хотел одним своим волевым решением отменять все порядки, обычаи и даже проклятия. «Петербургу быть пусту», слыхали многие. Но разве не может быть так, что в этот город раньше мог бы прийти некто, родившийся и выросший в одном из городов – «младших братьев» Петербурга, - и уничтожить само это предсказание, назвав город настоящим именем. Петербургу – может быть, но Александрии Невской «пусту» не быть!

Категория: Авторские рассказы | Добавил: РефМастер (15.07.2016)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0