Главная » Статьи » Находки

Население и повседневная жизнь Санкт-Петербурга конца XVIII – начала XIX вв.

В середине XVIII в. в Петербурге насчитывалось около 74,3 тыс. человек, а вместе с детьми - 95 тыс. Разряды «обывателей» (владельцы недвижимой собственности - дворяне, чиновники, духовенство) и «жильцов» (не имевших недвижимости) охватывали постоянных жителей Петербурга; «приезжие» - вероятно, рабочие на промышленных предприятиях (при этом сезонные рабочие не учитывались). Среди населения. 61% - мужчины, 39% - женщины, что свидетельствовало о приливе в Петербург в основном рабочих-мужчин. В 1764 численность населения 150 тыс. человек, в 1784-192 тыс., к началу XIX в. - 220 тыс. человек. Темп роста населения столицы превосходил его рост по стране более чем в 3 раза. В 90-е гг. XVIII в. население, занятое в производстве, составило 114 тыс. человек, остальные жили «на жалование» (государственные чиновники или служащие частных предприятий и др.). Во второй половине XVIII в. густонаселёнными были 3 Адмиралтейские части (41% всего населения), Литейная (10%), Московская (13,6%), Василеостровская (11%), Петербургская (7,4%); остальные (Каретная-Ямская, Выборгская) были мало заселены. В центральных районах во дворцах и особняках селились дворяне, богатые купцы, крупные чиновники; здесь же жили мелкие ремесленники, торговцы. На Петербургской стороне в небольших домах жили мелкие чиновники и отставные. На окраинах Петербурга в лачугах ютились фабрично-заводские рабочие (около 5 тыс. человек).

В царствование Екатерины II, особое внимание уделявшей просвещению и народному образованию, в Петербурге появились, помимо преобразованного ею Шляхетского Кадетского корпуса, Горного училища, института благородных девиц, гимназии, начальные школы для низших слоев общества. Первую такую школу императрица создала на свои средства в Адмиралтейской части города. Такие же школы она велела создать по всему городу. В эти годы появляются особые богадельни для престарелых и безнадежно больных, стали отпускаться деньги на содержание арестантов. Была учреждена Медицинская коллегия, без разрешения которой никто не мог заниматься медицинской практикой. В городе появилось более 2000 тысяч фонарей, освещавших улицы в темное время. К каждым 20 фонарям был приставлен фонарщик[1].

Подверглась полному преобразованию полицейская служба, работу которой нужно было приспособить к нуждам сильно разросшегося города и значительно увеличившегося населения. Пожары по-прежнему были бедой города. Одной из мер для скорейшего тушения пожаров было назначение поощрительной награды пожарной команде, первой прибывшей к месту возникновения пожара. Не меньшей бедой были и издавна знакомые жителям Петербурга наводнения. Одно из сильнейших произошло в ночь на 10 сентября 1777 года, когда вода поднялась более чем на 3 метра, принеся с собой невиданные разрушения, до наводнения 1824 года оно было самым значительным.

К концу XVIII века население города превысило 200 тысяч человек, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей. Насчитывалось (1780) более 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, вся центральная часть города уже полностью будет замощена булыжником и покрыта поперечными досками.

В первой половине XIX в. население увеличилось почти в 2,5 раза. Как и раньше, оно пополнялось в основном за счёт пришлого населения. Город по-прежнему притягивал мужскую рабочую силу. Доля женского населения в 1800-30%, в 1825-28,5%, в 1843-32,4%, в 1853-31,9%. В национальном составе преобладали русские (85%). В Петербурге жили также финны, латыши, поляки, представители других национальностей России; кроме того, иностранцы - особенно много немцев (в 1818-35 тыс., в конце 1840-х гг. - 39 тыс.) и французов (соответственно 4 тыс. и свыше 2,7 тыс.), которые занимались ремёслами, торговлей, нанимались воспитателями детей.

В Петербурге начала XIX века движение в центре города было весьма оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозчичьи экипажи в Санкт-Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими». В городе было более трехсот специальных стоянок - бирж, как они назывались тогда, для извозчиков.

По сохранившейся статистике в Петербурге в 1815 году было 8102 казенных, 7519 обывательских и 2476 извозчичьих лошадей. По улицам скакали верховые, неслись кареты, украшенные гербами, щегольские коляски и дрожки, английские возки с зонтами, дормезы, кабриолеты, фаэтоны, линейки, таратайки. Тут же рядом с ними катились нагруженные верхом телеги и фуры. Зимой повсюду скрипели сани, саночки и салазки. Пешеходных дорожек не было, и поэтому, переходя улицу, нужно было быть очень осторожным - того гляди попадешь под колеса какого-нибудь лихача.

Извозчики были, как правило, из крепостных крестьян, приходивших в город, чтобы заработать денег на оброк. От извозчиков требовалось знание грамоты, чтобы они могли название улицы и номер дома прочитать. Но требование это соблюдалось с трудом - грамотных среди крестьян было мало. Проезд на извозчике стоил дорого - 80 копеек. Примерно столько же составлял дневной заработок мелкого чиновника. Поэтому горожане предпочитали ходить пешком.

С лета 1830 года в Петербурге появились «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики», с помощью которых можно было «за небольшую плату посещать загородные места». Контора омнибусов открылась на Невском проспекте за Аничковым мостом в доме купца Миняева. Омнибусы ходили по трем маршрутам: от Казанского моста к Крестовскому острову, от Казанского моста к Старой деревне и от Думы до конца Новой деревни. Представляли собой омнибусы большие кареты, запряженные четверкой лошадей. В карете на сидячих местах помещались 6 человек, столько же помещались на империале.

Люди состоятельные, имея свой выезд, ни омнибусами, ни извозчиками не пользовались. Красота лошадей, экипажа и упряжи была предметом особой заботы, и часто лошади, карета, кучер, форейтор стоили немалых денег. Ездили в Петербурге очень быстро, что было подмечено Гоголем. Расстояния были большими, улицы были замощены булыжником, поэтому от кареты «требовалась большая прочность или постоянный надзор за ее состоянием»[2]. Каретных дел мастера знали свое дело и зарабатывали состояния.

Не меньше, чем экипажей на улицах, в Петербурге на реках и каналах было самых разных лодок. Мостов в городе не хватало, наплавные мосты в бурную погоду снимали, и тогда сообщение между берегами прекращалось. В городе было больше 30 перевозных пристаней. За перевоз взималась плата по таксе. Военные, чиновники («госслужащие», сказали бы мы) и охтинские плотники от платы освобождались. Кроме перевозчичьих лодок по Неве под пение гребцов или роговую музыку плавно скользили прогулочные суда богатых горожан, то позолоченные, то обитые бархатом, то покрытые шелковыми палатками. У гребцов была особая одежда. Например, гребцы-«гондольеры» - князя Юсупова были одеты в вишневого цвета куртки и шляпы с перьями. Катание на лодках с поющими гребцами было одним из любимых развлечений петербуржцев.

Для жителей столицы весьма важными событиями было замерзание и вскрытие Невы, которые до некоторой степени меняли жизнь столицы. Во время замерзания Невы осенью, а также во время вскрытия реки весной на некоторое время - иногда на несколько дней, а порой и на несколько недель - прекращалось сообщение между левым берегом - Адмиралтейской стороной и правым - Васильевским островом, Петербургской и Выборгской стороной «к крайней досаде публики». Насчет сроков замерзания или вскрытия Невы всегда было много толков, споров, доходивших до «закладов» - пари. Но когда уже Нева «вставала», через нее переправлялись по льду на санках или пешком.

В 1815 году в Петербурге появился стимбот. Так назывались американские пароходные суда. Но в статье журнала «Сын Отечества» под названием «Стимбот на Неве» говорилось об испытаниях первого русского парового судна. Русский стимбот представлял собой «обыкновенную тихвинскую лодку», то есть баржу в 60 футов длиной, с установленным в трюме паровым двигателем.

В том же 1815 году Ч. Бердом в Петербурге было открыто первое пароходство. Первый русский пароход назывался «Елизавета». Пароходы Берда курсировали между Петербургом и Кронштадтом дважды в сутки. В Кронштадте жители столицы, желающие совершить далекое морское путешествие, могли пересесть с «Бердовой машины» на корабли, идущие в разные порты России и Европы.

В 1820 году была учреждена первая в России Акционерная компания по устройству пассажирских рейсов между Петербургом и Москвой. Дилижансы представляли собой большие, удобные, многоместные кареты, запряженные четверкой лошадей. Дилижансы сразу стали популярными. Многие стали предпочитать поездку в дилижансе поездке в своем экипаже, так из-за плохих дорог экипажи сильно трясло, они часто ломались и к тому же требовали смены лошадей на почтовых станциях. Когда в 1833 году было закончено строительство шоссе между двумя столицами, этот вид транспорта стал обычным способом перемещения из одного города в другой. Вскоре уже дилижансы из Петербурга отправлялись в Ревель, Ригу, Царское Село.

Этот же период - и время бурного развития общественной и культурной жизни Санкт-Петербурга. Первые десятилетия XIX века - время расцвета русской литературы. С Петербургом первой половины XIX столетия связана жизнь Пушкина и многих других русских писателей. В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, К. Н. Батюшков, А. С. Грибоедов жили и творили в это время в Петербурге. Большую роль в литературной жизни города того времени играли кружок Оленина, литературное общество «Арзамас», журналы «Современник», «Санкт-Петербургский Меркурий», «Сын Отечества», газета «Северная пчела».

В Академии художеств, ставшей центром искусств города, учились и преподавали известные русские художники, скульпторы и архитекторы. Имена К. П. Брюллова, С. Ф. Щедрина, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина тесно связаны с Петербургом того времени.

В городе работала певческая капелла, которую возглавлял композитор Д. С. Бортнянский. В это время в Петербурге жил и работал М. И. Глинка. Был открыт Оперный театр, в котором впервые была поставлена опера Глинки «Жизнь за царя». Постоянно давались концерты в основанном в 1802 году и располагавшемся в доме Энгельгардта на Невском проспекте филармоническом обществе.

Открылись для публики Эрмитаж и Румянцевский музей. В Петербурге впервые в России открылась в 1814 году библиотека для широкой публики. В 1830-1840 годах в библиотеке было уже около полумиллиона книг. Работали в библиотеке И. А. Крылов, А. Н. Оленин, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. И. Гнедич. После принятия в 1828 году устава об открытии гимназий в Петербурге были открыты 4 гимназии, преподавание в которых было рассчитано на подготовку учащихся к поступлению в университеты. Открылось несколько новых высших учебных заведений, главным образом технических, несколько военных учебных заведений и, наконец, был открыт Царскосельский лицей. Для детей «из низших классов» были открыты начальные училища и приходские школы при церквах. В первой половине XIX века в Петербурге стали появляться первые научные общества. В эти же годы была открыта Пулковская обсерватория, обсерватория при Горном институте, Русское географическое общество.

 

[1] Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII в). - СПб: «БЛИЦ», 2005. – С.182

[2] Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004. – С.107

Категория: Находки | Добавил: РефМастер (26.06.2016)
Просмотров: 1586 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0