Главная » Статьи » Находки

Корабль-музей «Аврора»

 

Легендарный крейсер «Аврора», возвестивший залпом своих орудий в 1917 году начало штурма Зимнего дворца, в советские времена был символом революционной мощи пролетариата, а сейчас стал кораблём-музеем, исторической реликвией Петербурга.

Тем не менее, утратив революционный смысл, крейсер не потерял в своей привлекательности для гостей города, тем более, что с 1956 года на борту крейсера открыт филиал Центрального военно-морского музея.

Здесь можно ознакомится с уникальными экспонатами, реликвиями военно-морского флота, а также можно насладиться подлинностью настоящего военного судна, построенного в 1900 году, осмотреть боевую рубку, радиостанцию и машинно-котельное отделение, где расскажут о российской корабельной технике начала ХХ века.

Можно увидеть подлинные орудия крейсера и узнать об особенностях корабельной артиллерии. Прогулка по палубе «Авроры», прекрасный невский вид, также оставляют незабываемые впечатления. В залах корабля-музея можно ознакомится со 100-летней историей крейсера «Аврора».

 

 

Есть возможность узнать историю создания этого бронепалубного крейсера на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство», о его боевом крещении в знаменитом Цусимском сражении 1905 года, и, конечно, об историческом залпе «Аврора», матросы которой перешли на сторону большевиков. В 1984-87 гг. крейсер был тщательно отреставрирован и при помощи Военно-морского музея здесь была открыта новая экспозиция, которая сейчас располагается в шести помещениях судна.

В экспозиции представлены около 1000 экспонатов, среди которых есть произведения живописи и графики на морские и героические темы. Кроме того, можно увидеть подлинные флаги и знамёна корабля. Несомненный интерес представляют размещённые на стендах музея 40 оригинальных документов и других документальных свидетельств истории крейсера «Аврора».

Корабль построен на стапелях Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1897-1903 годах по программе усиления морских сил России на Дальнем Востоке. 25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» в составе отряда крейсеров контр-адмирала А. А. Вирениуса была отправлена на Дальний Восток.

26 июля 1992 года на корабле был поднят возвращённый Военно-Морскому Флоту России Андреевский военно-морской флаг. 1 октября 1998 года крейсер-музей Военно-Морского Флота России «Аврора» удостоен звания Лауреата Золотой книги Санкт-Петербурга. 5 ноября 1998 года на крейсере была освящена корабельная церковь с иконостасом.

Интереснейшие фотографии рассказывают нам о делах моряков-авроровцев. Заслуживает нашего внимания и коллекция орденов и медалей, принадлежавших морякам «Авроры». Интерес посетителей также неизменно вызывает коллекция значков с изображением крейсера, которых насчитывается более ста. В залах можно увидеть и прекрасно выполненные модели кораблей Российского военно-морского флота.

Своим разнообразием поражает коллекция подарков, которая размещена на корабле в форме отдельной выставки: здесь находится более 190 предметов, в разное время подаренных крейсеру «Аврора» правительственными, военными и общественными организациями разных стран.

Сотрудники музея давно уже отказались от идеологизированного подхода к истории крейсера «Аврора» и превратили его в настоящий музей истории корабля. Крейсер «Аврора» находится на вечной стоянке у Петроградской набережной, в том месте, где от Невы берёт начало Большая Невка. В 1992 году на корабле был поднят возвращённый Военно-морскому флоту России Андреевский флаг, а в 1998 году здесь была освящена корабельная церковь с иконостасом.

И хотя крейсер-музей «Аврора» перестал быть символом революционного освобождения, он остался одним из ярких образов Петербурга, культурной и морской столицы.

Недавно в кают-компании крейсера-музея «Аврора» прошла презентация книги капитана 1-го ранга запаса Николая Черкашина «Повседневная жизнь подводников: в отсеках холодной войны». В книге отражена история российского подводного флота, начиная с событий Карибского кризиса (1962 год) и заканчивая аварией АПЛ «Курск» (2000 год). Как заявил автор на презентации, это первая книга, в которой так полно изложены подробности быта подводников и самых крупных аварий, происходивших на подлодках. «Мне семь лет не удавалось издать ни одной книги -- не было спонсоров. Думаю, эта книжка во многом обязана своим выходом волне читательского интереса к трагедии `Курска`», -- считает Николай Черкашин.

Самая распространенная ошибка среди тех, кто знакомится сегодня с крейсером, - уверенность в том, что символ революции, уже более 50 лет находящийся у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, всего лишь искусный муляж. Случилось это, по словам начальника крейсера-музея «Аврора» контр-адмирала Чернавина, потому, что во время последнего ремонта в середине 80-х годов ХХ века у крейсера было полностью заменено днище. Старое отволокли в Финский залив. Что и послужило причиной слухов о ненастоящей «Авроре».

Сегодня - это музей в полной боевой готовности, сохраненный в том же виде, что и 86 лет назад. Правда, экипаж в 10 раз меньше, чем был раньше. В 1917-м он насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров, а теперь тут служат 55 человек. Орудия в рабочем состоянии, ухожены.

В день обычно бывает более 10 экскурсий. Теперь на «Авроре» не только знакомят с ролью корабля в Октябрьской революции, но и с историей крейсера, боевого и учебного корабля российского ВМФ, участника Цусимского сражения, а ныне музея, в одном из помещений которого находится иконостас, где в значимые для крейсера дни проходят богослужения. Нынче повышается интерес к нему со стороны молодежи; ее волнует, как жили отцы, деды, что делали. «Это хорошо, - отмечает контр-адмирал Чернавин. - Потому что без знания прошлого у нас не будет будущего».

В ходе ремонтно-восстановительных работ 1984-1987 годов силами научных сотрудников филиала и при помощи научных сотрудников ЦВММ создавалась новая экспозиция на крейсере «Аврора». Сейчас она располагается в шести помещениях. Кроме того, открыты для посещения экскурсионных групп боевая рубка и машинно-котельное отделение. По составу экспозиция насчитывает около 1000 различных экспонатов, среди которых нужно отметить 12 картин и 6 акварелей. В залах представлено 10 флагов и знамён корабля. На стендах музей можно увидеть 40 подлинных документов и 46 копий и фотокопий с подлинных документов. 114 персональных фотографий рассказывают о делах моряков-авроровцев. В экспозиции 14 орденов и 24 медали, принадлежавших авроровцам.

Большой интерес у посетителей вызывает коллекция значков с изображением «Авроры», их более 100. В залах размещены 8 моделей кораблей Российского ВМФ, здесь же уникальная выставка подарков от правительственных, военных и общественных организаций разных стран - их 190. В последние годы музей отошел от идеологизированного подхода к истории флота. Сотрудниками филиала проделана большая работа, чтобы превратить его в подлинный музей истории корабля.

Филиалом проводятся экскурсии с различными категориями посетителей:

- 100-летняя история крейсера «Аврора» (по залам музея);

- Российская корабельная техника начала XX века (экскурсия в машинно-котельное отделение);

- Артиллерия, боевая рубка и радиостанция крейсера «Аврора» (экскурсия по палубе и в эти помещения).

В среднем за последние 5 лет филиал ЦВММ на крейсере «Аврора» посещают 450 000 - 500 000 человек в год. Сотрудники филиала проводят ежегодно около 2000 экскурсий. За все время работы музей посетило более 27 миллионов человек, принято официальных делегаций из 154 стран мира.

Сотрудники музея проводят:

- Школьные викторины по истории корабля.

- Встречи со школьниками и курсантами военно-морских училищ в кают-компании крейсера.

- Методические занятия с экскурсоводами по тематике военно-морского флота.

- Встречи с ветеранами Военно-Морского Флота России, военно-морских сил зарубежных стран.

- Презентации книг по морской тематике.

- Научно-исследовательскую работу по актуальной тематике.

- Временные выставки по тематике, связанной с крейсером «Аврора».

- Уроки мужества в школах, техникумах, военно-морских учебных заведениях, на кораблях и в частях Вооружённых Сил России.

- Работу во дворце и домах творчества юных.

- Участвуют в выпусках офицеров.

- Участвуют в научно-исторических конференциях.

- Участвуют в работе организаций ветеранов второй мировой войны.

Ритуальные и торжественные мероприятия на крейсере «Аврора»:

- Ежегодно в день Военно-Морского Флота (последнее воскресенье июля месяца) с крейсера «Аврора» начинается военно-морской парад кораблей на реке Неве.

- Прием присяги курсантами высших военно-морских училищ и военнослужащими других видов Вооружённых Сил.

- Начало учебного года и выпуск третьего курса Нахимовского военно-морского училища.

- Ежегодно 27 мая (день Цусимского сражения) панихида по погибшим морякам.

- Вручение государственных наград России ветеранам и производственникам.

- Начало учебного года в школах, техникумах и ВУЗах Санкт-Петербурга.

- Ежегодные ритуалы на Вороньей горе 9 мая (День Победы) и 11 сентября (день гибели батареи «А»).

- Ежемесячные заседания президиума ветеранов крейсера «Аврора».

-  Торжественная клятва экипажей строящихся кораблей.

- Встречи с шефами корабля.

По предварительному согласованию с командованием корабля организуется посещение кают-компании офицерского состава, салона командира корабля и каюты флагмана.

В 2000 году в России вышла книга «Крейсер-музей «Аврора», в которой приводились прежде не публиковавшиеся воспоминания старого матроса-большевика, члена Центробалта Николая Ховрина, служившего на «корабле №1 Российского флота» - крейсере «Аврора». Это были первые шаги на пути совершенствования СКД в данном музее. Вот что он писал: «Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру «Аврора» встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось Временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся воинские подразделения, мера эта явилась необходимой, тем более что на «Авроре» были крупнокалиберные пушки. Однако командование крейсера отказывалось от выполнения приказов, ссылаясь на неглубокий фарватер на Неве. Кроме того, машины «Авроры» не были в то время собраны. Все же буксир вывел крейсер к мосту, где он и встал на якорь. Когда стали готовить пушки, то оказалось, что к ним нет прицелов. Кто-то запер прицелы в каюте. Так, в поисках того и другого дотянули до вечера. Словом, все делалось для того, чтобы приказ Военно-революционного комитета не был выполнен. Но все же в самый решающий момент «Аврора» дала один холостой выстрел, и этим роль крейсера была исчерпана...

Значение этнографических коллекций в осуществлении музеями межпоколенной трансляции национальных культурных традиций трудно переоценить. Музей «Аврора» берет на себя ответственность как за научную реконструкцию этнических традиций, так и за методически выверенное внедрение элементов этих традиций в жизнь современного общества. Эффективность использования музеем коллекции в экспозиционной и просветительной деятельности во многом определяется наличием четкого представления о ее качественных параметрах. При решении этой проблемы на первое место выходит выявление из огромного массива историко-бытового материала, обильно представленного в каждом музее, именно исторических памятников, отражающих хозяйственные, социальные, духовные и иные процессы в рамках этнического пласта культуры.

Очевидно, что наличие единого информационного пространства в области музейной работы способствует совершенствованию деятельности по сохранению и актуализации социально-культурного наследия. Идеи интеграции музейной информации на основе сопровождения коллективно наполняемых баз данных встречают поддержку в регионах, активно использующие новые информационные технологии при освоении культурного наследия.

Категория: Находки | Добавил: РефМастер (04.07.2016)
Просмотров: 801 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0