Главная » Статьи » Находки

Юсуповский дворец

Санкт-Петербург нередко называют «музеем под открытым небом». В Санкт-Петербурге находится более 200 музеев и выставочных центров, каждый из которых, по-своему, интересен.

 Дворец князей Юсуповых, расположенный на набережной реки Мойки, - один из красивейших в Санкт-Петербурге. Князья Юсуповы всегда были в центре столичной жизни. Великолепные балы и маскарады, часто устраиваемые в княжеском доме, поражали современников своей роскошью, изысканностью и размахом. Во дворце сохранились подлинные интерьеры 19-начала 20 веков. В оформлении залов дворца были использованы мотивы различных исторических стилей: например, домашний театр оформлен в духе барокко, Турецкий кабинет - в восточном стиле, парадные залы - в стиле ампир.

 

 

Юсуповский дворец - замечательный памятник архитектуры классицизма, Его фасад акцентирован стройным шестиколонным портиком. Сооружений в 1760-х гг. Ж.-Б. Валлен-Деламотом, дворец перестроен в 1830-1838 гг. архитектором А.А.Михайловым, который присоединил к нему флигель с белоколонным залом и создал анфиладу парадных комнат[1]. В 1858-1859 гг. работу по переделке части интерьеров вел архитектор И.А.Монигетти, в 1890-х гг. - А.А.Степанов, в 1910-х гг. - А.П.Вайтенс и А.Я.Белобородов. Во дворце в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. князь Ф.Ф.Юсупов и другие монархисты убили Г. Е. Распутина.

После 1917 года Юсуповский дворец стал музеем, а в 1925 г. его передали Народному комиссариату просвещения. Наиболее ценные произведения искусства поступили в собрания крупнейших музеев, в частности в Эрмитаж и Русский музей.

 Дворец интересен не только как один из лучших памятников дворцовой архитектуры России конца 19 века, но и с исторической точки зрения. В стенах дворца, а точнее - в его подвале, разыгрались драматические события, связанные с именем Григория Распутина.

В том самом подвале Юсуповского дворца, где разворачивались события этой кровавой драмы, в настоящее время работает выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти», на которой, среди других экспонатов, представлены восковые фигуры участников трагедии.

Почти два столетия формировался ансамбль Юсуповского дворца, а точнее, обширной городской усадьбы, одной из немногих сохранившихся в Петербурге. Как и другие усадебные ансамбли в историческом центре города, он был связан с судьбами многих персонажей петербургской старины. То есть, в его биографии существовал «доюсуповский период», длившийся более века.

В начале XVIII века на левом берегу Мойки располагался небольшой дворец и усадьба царевны Прасковьи - племянницы Петра Великого. В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила это свое владение лейб-гвардии Семеновскому полку, где он и квартировал до 1742 года. В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу графа Петра Шувалова. Ловкий царедворец, ставший после дворцового переворота Елизаветы крупным сановником, обладал огромным государственным влиянием во все годы царствования «дщери петровой».

Время не сохранило имени архитектора, выстроившего дворец в новой усадьбе графа Шувалова. Судя по рисунку 1760 года художника М. Махаева, это был особняк в стиле русского барокко, где граф Шувалов устраивал пышные празднества и принимал свою венценосную покровительницу. В 1754 году в Шуваловском дворце на Мойке роскошным балом-маскарадом было отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича - будущего российского императора.

Сын Петра Шувалова - граф Андрей Петрович продал отцовский особняк. Блестящий вельможа новой эпохи царствования, состоявший в ближайшем окружении Екатерины II, вероятно, считал родительские хоромы старомодными и архаичными. Дворец по своему вкусу - в стиле входившего в моду классицизма - молодой граф Шувалов задумал возвести выше по течению Мойки.

Проект нового здания, выстроенного в 1770-е гг., выполнил архитектор Ж.-Б.Валлен Деламот. Согласно его решению, парадный вход в особняк был расположен со стороны внутреннего двора. Высокая семиметровая ограда этого двора, украшенная стройной классической колоннадой - единственное сооружение дворцового комплекса, сохранившееся до наших дней[2].

Купленный в казну у потомков графа Шувалова дом на Мойке, по воле императрицы Екатерины, был пожалован фрейлине графине Александре Браницкой в 1795 г. Свидетельств о существенных перестройках дома в эти годы не найдено. Графиня Александра Васильевна Браницкая, супруга коронного гетмана Польши, владела дворцом 35 лет. Затем почтенная хозяйка продала дом своим родственникам - князьям Юсуповым за 250 тысяч рублей. Купчая была оформлена на имя Бориса Николаевича Юсупова - племянника Браницкой[3].

Дата 5 марта 1830 года является началом новой динамичной и яркой биографии старинного дворца, вошедшего в историю России и архитектурную летопись Петербурга под именем Юсуповского.

Новые хозяева усадьбы начали с коренной ее перестройки, которая была поручена видному классицисту, «ректору архитектуры» Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову. Он капитально переоборудовал дворцовое здание, значительно увеличив его в размерах. С восточной стороны пристроил трехэтажный корпус, в бельэтаже которого разместил самый большой зал нового дворца - Банкетный. Дворовые флигели были реконструированы и объединены в целостное здание, уходящее вглубь усадьбы, - там разместились залы Картинной галереи, завершавшиеся домашним театром. На территории усадьбы были возведены оранжереи, садовый павильон и пейзажный сад.

Необычайного великолепия архитектор достиг в создании интерьеров дворца, декоративное убранство которых было выдержано в стилистике торжественного русского ампира.

В период с 1840 по 1860 гг. во дворце работали архитекторы Бернар Симон и Ипполит Монигетти. Их творчество совпало с самым романтическим этапом русской архитектуры - историзмом, когда на основе художественных мотивов прошлого развивались новые стилистические варианты: неоренессанс, неорококко, неоклассицизим. Все эти направления, нашли воплощение в интерьерах Юсуповского дворца. Залы самого различного назначения: домашний театр, зимний сад, музыкальный салон, гостиные, буфетные, библиотеки, спальни, столовые и будуары - были виртуозно оформлены с учетом тенденций, которые явились «отражением мечтательного озирания на минувшее прошлое».

В начале 1890-х гг. старинному дому на Мойке снова потребовалась модернизация. Юсуповы приглашают архитектора Александра Степанова. Он блестяще решил задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией. Творческая одаренность мастера нашла воплощение в некоторых заново отделанных интерьерах, среди которых Мавританская гостиная, Дубовая столовая и вершина творчества архитектора - миниатюрный Домашний театр.

В начале XX века архитектор А.Белобородов занимался обновлением апартаментов первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Будучи студентом Академии художеств, он собрал творческую группу молодых художников: С.Чехонин, В.Конашевич, Н.Тырса. Интерьеры были оформлены в стилистике входившего в моду неоклассицизма с «привкусом модерна»[4].

Декретом от 22 февраля 1919 года за подписью Г. Зиновьева и А. Луначарского дворец был национализирован. Комиссия по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить Юсуповский дворец, превратив его в художественно-исторический памятник. 20 сентября 1919 года Юсуповская галерея, в которой были представлены произведения искусства из фамильной коллекции, открылась для посетителей. В 1924 году начались экскурсии в исторические комнаты, связанные с убийством Григория Распутина. К сожалению, период, когда художественные сокровища Юсуповых были доступны для обозрения в стенах «родного» для них дома оказался очень кратким. В 1925 году музей «дворянского быта» в Юсуповском, также как и в ряде других особняков города, был закрыт. Началась его ликвидация, то есть беспорядочный и, иногда, бесконтрольный вывоз наиболее ценных произведений искусства и предметов убранства.

Несмотря на тяжелые потрясения послереволюционного периода, судьба Юсуповского дворца сложилась счастливее многих старинных особняков. После закрытия музея он был передан педагогической интеллигенции Ленинграда и стал центром ее профессионального и творческого общения. Благодаря этому дворец не эксплуатировался столь варварски и бездумно, как другие бывшие «памятники дворянского быта», и его парадные и приватные залы дожили до наших дней.

Во время Великой Отечественной войны дом на Мойке разделил трудную судьбу города на Неве. В начале блокады здесь располагался эвакогоспиталь. Бомбежки и артобстрелы причинили зданию значительные повреждения. В первый послевоенный год началась масштабная реставрация пострадавших в блокаду залов.

В 1960 году Юсуповский дворец получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Благодаря осуществлению целенаправленной научно-реставрационной программы, открыты для обозрения парадные апартаменты бельэтажа, анфилада залов картинной галереи, несравненный по красоте домашний театр, так называемая половина родителей: покои князя и изящные будуары княгини, комплекс бывших приватных комнат Феликса Юсупова, где создана историко-бытовая экспозиция «Убийство Григория Распутина»; жилая половина Ирины и Феликса Юсуповых, где воссоздано интерьерное убранство и размещена историко-документальная экспозиция «История рода Юсуповых. Век Х - век ХХI»

В наши дни Юсуповский дворец интересен как своеобразный «памятник дворянского быта». Особняк, где без малого столетие протекала жизнь одного из самых знатных и состоятельных аристократических семейств России, многое может поведать о вкусах, пристрастиях, фантазиях своих бывших владельцев, о дворянской бытовой культуре в целом.

В настоящее время для посетителей открыты залы: Главный Парадный вестибюль, Парадная лестница, Большая Ротонда, Синяя гостиная, Красная гостиная, Зеленая гостиная, Танцевальный зал, Банкетный зал, Николаевский зал, Зал Прециоза, Малая Ротонда, Античный зал, Римский зал, Театр, Зал Антонио Виги, Дубовая столовая, Гобеленовая гостиная, Жилые покои княгини, Музыкальная гостиная, Гостиная Генриха II, Кабинет князя, Бильярдная (Турецкий кабинет), Мавританская гостиная, Буфетная (Столовая княза), Серебрянный будуар, Спальня И. Юсуповой, Бассейн Ф. Юсупова, Большая гостиная Ф. Юсупова, Малый банкетный зал.

Даже в отсутствии былого картинного и скульптурного убранства, дворец по-прежнему оставляет очень сильное художественное впечатление, удивляет ухоженностью и живым, домашним уютом.

По легенде, брат хана Юсуфа Измаил-мурза, захвативший власть в Ногайской Орде, опасался соперничества и мести его сыновей. В 1563 году он отослал своих племянников: Иль-мурзу и Ибрагим-мурзу в Москву к царю Иоанну Грозному. Так в истории древнего восточного рода во второй половине XVI в. началось новое летоисчисление на Русской земле.

Правнук Юсуфа Абдул-мурза (?-1695) доблестно сражался в войнах России с Речью Посполитой, Османской Империей и Крымским ханством, был пожалован в стольники, назначался в воеводские и посольские должности. В 1681 году принял православное крещение, получил имя Дмитрий. Во время стрелецкого мятежа 1682 года Дмитрий Сеюшевич Юсупов привел отряд служилых татар в Троицкую Лавру для охраны малолетних царей Иоанна и Петра Алексеевичей, за что был пожалован землями в Ярославской губернии.

Сын Дмитрия Сеюшевича - Григорий Дмитриевич (1676-1730) остался в фамильной и российской истории как сподвижник Петра Великого. Он участвовал почти во всех петровских баталиях: Азовских походах, в осаде Нарвы, взятии крепости Ниеншанц в устье Невы, в сражении у деревни Лесной, в Полтавской битве, в Прутском военном походе. В Нижнем Новгороде князь Юсупов руководил строительством гребной флотилии, контролировал снабжение и денежное содержание русской армии. За особые заслуги князь Григорий Юсупов получил самые крупные в истории своего рода земельные пожалования в Нижегородской, Калужской, Рязанской, Курской, Харьковской, Воронежской губерниях.

Князь Борис Григорьевич (1695-1759) был отправлен Петром I во Францию на учебу. В царствование Анны Иоанновны был назначен московским генерал-губернатором, затем Главным директором Ладожского канала. При Елизавете Петровне получил чин действительного тайного советника и должность президента коммерц-коллегии, в течение 9 лет возглавлял первый в России Сухопутный шляхетский кадетский корпус.

Сын его - князь Николай Борисович Юсупов (1751-1831) - стал одним из самых заметных персонажей в истории Российской Империи в период от Екатерины Великой до Николая I.

Полтора десятка лет провел он в Европе, путешествуя с образовательными целями. В Лейденском университете князь Юсупов проходит курс права, философии и истории. В Гааге встречается с Дидро, в Лондоне знакомится с Бомарше. В Париже 25-летний русский аристократ представлен ко Двору Людовика XVI, посещает самого Вольтера.

На российской государственной службе он: директор Императорских театров, стекольного и фарфорового заводов, шпалерной мануфактуры, с 1823 г. князь Юсупов - член Государственного Совета. С его именем связан беспрецедентный факт в истории Российской Империи: в качестве верховного маршала коронации Юсупов трижды в течение 29 лет руководил церемонией коронования трех монархов - Павла I, Александра I и Николая I. В 1830 г. был пожалован Императором Николаем I редчайшим знаком отличия - эполетой, усыпанной жемчугом и бриллиантами.

Женой князя Н.Б.Юсупова была Татьяна Васильевна, урожденная Энгельгардт. Она осталась в памяти современников умной и гостеприимной хозяйкой изысканного салона. В избранный круг ее друзей входили Державин, Жуковский, Крылов, Пушкин.

Представитель следующего поколения - князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849) приобрел дом на набережной реки Мойки в 1830 году. За семь лет перестройки особняк превратился в обширный роскошный дворец - настоящую столичную резиденцию Юсуповых, убранство которой отличалось особым великолепием. Князь Борис Николаевич перевозит в новый петербургский дом бесценную художественную коллекцию живописных полотен, мрамора, фарфора, собранную его отцом Н.Б.Юсуповым-старшим.

Прекрасной хозяйкой дворца на Мойке стала супруга Бориса Николаевича - княгиня Зинаида Ивановна (1809-1893), урожденная Нарышкина, которую современники называли «звездой первой величины». Она восхищала своей великолепной, неотразимой внешностью всех своих современников. Среди ее восторженных поклонников были и венценосные особы - российский император Николай I и французский император Наполеон III.

Cын Зинаиды Ивановны - князь Николай Борисович Юсупов (1827-1891), именуемый в родословии «младшим» (в отличие от легендарного деда), стал полноправным хозяином дворца в середине 1850-х гг.

Получив образование на юридическом факультете Петербургского университета, Юсупов-младший начал свою карьеру в канцелярии Императора Николая I, которому он доводился крестником. Затем последовало длительное пребывание в Европе, где он выполнял дипломатические поручения Государя. По возвращении в Россию Н.Б.Юсупов-младший женился на графине Татьяне Рибопьер. У четы Юсуповых родились красавицы дочери Зинаида и Татьяна.

Николай Борисович сделал блестящую придворную и статскую карьеру. Свободное время он отдавал музицированию и композиции, обладая незаурядным дарованием в этой области искусства. Н.Б. Юсупов состоял почетным членом Парижской консерватории, Римской музыкальной академии, Мюнхенского художественного общества, много средств направлял на благотворительность и меценатство, особенно после кончины своей супруги и младшей дочери Татьяны.

С Феликсом Юсуповым связана одна из самых загадочных страниц в истории дворца – убийство Распутина.

Распутин, выходец из низов, легендарный фаворит, убедивший всех в своем могуществе, пользовался при дворе благоволившего к нему императора Николая II безграничной властью. Это вызывало недовольство многих аристократов, считавших влияние Распутина гибельным для России, и 16 декабря 1916 года Распутин был убит группой заговорщиков во главе с Феликсом Юсуповым.

Экспозиция «Убийство Григория Распутина» создавалась в 1993-1996 годах в апартаментах молодых Юсуповых, где непосредственно происходило это драматическое событие. Часть дворца в левом крыле здания после свадьбы князя Феликса и княжны императорской крови Ирины Александровны в 1914 году была заново отделана архитектором А. Белобородовым. Несколько небольших комнат, отделенных от прочих покоев Малым вестибюлем, образуют, так называемую «гарсоньерку», - приватную квартиру молодого князя. Полукруглая прихожая, восьмиугольная зеркальная туалетная, кабинет и спальня находятся на первом этаже. Столовая, куда ведет винтовая деревянная лесенка, расположена непосредственно под кабинетом в подвальном помещении бывшего угольного погреба.

Экскурсия начинается в Малом вестибюле, где на стенах развешены фотографии с видами старого Петербурга начала 20 века. Фотографии последних владельцев дворца – Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон, а также молодой четы – Феликса и Ирины можно увидеть в полукруге небольшой прихожей.

Несомненный интерес вызывают и другие фотографии, размещенные в экспозиции, – самого Григория Распутина, членов семьи императора Николая II, а также представителей Дома Романовых, прямо или косвенно имевших отношение к заговору против Распутина. Здесь представлены некоторые интересные и редкие документы, касающиеся личности и биографии легендарного старца, его взаимоотношений с церковными иерархами, пестрым столичным обществом, царской семьей.

Драматизм событий ночи с 16 на 17 декабря 1916 года помогают реконструировать восковые персоны Григория Распутина, Феликса Юсупова и четверых других участников заговора.

Сцена в кабинете представляет момент напряженного ожидания заговорщиков, среди которых был и двоюродный брат Николая II – великий князь Дмитрий Павлович. Основные события разворачивались в подвальной столовой, где находились Феликс Юсупов и Григорий Распутин. Аристократические злоумышленники задумали отравить Распутина цианистым калием, подмешанным в вино и пирожные. Но время шло, а яд не действовал. Позы, в которых застыли восковые фигуры заговорщиков отображают сильное нервное возбуждение и беспокойство. Они напряженно прислушиваются, пытаясь по звукам, доносящимся из подвала, понять, что там происходит.

Обстановка в подвальной столовой была еще более накаленной. Феликс Юсупов пригласил Распутина на частную вечеринку, поэтому не было ничего удивительного в том, что он привел его через потайной ход в небольшую сводчатую столовую в «гарсоньерке». Здесь заранее было приготовлено отравленное угощение. Григорий Распутин представлен сидящим за столом. Феликс Юсупов, бледный, и от того кажущийся совсем юным, стоит рядом, взволновано сжимая спинку стула, готовый выхватить из кармана револьвер и выстрелить.

В небольшой комнате – бывшей официантской, - примыкающей к столовой, – материалы, связанные с начавшимся расследованием и другими событиями, произошедшими после убийства.

Завершают экспозицию фотографии участников убийства, оказавшихся в эмиграции, и книги, статьи, мемуары, изданные за границей, с противоречивым описанием трагедии, разыгравшейся в Юсуповском дворце.

Авторы и создатели экспозиции, взяв за основу воспоминания князя Ф. Юсупова и дневниковые записи В. Пуришкевича, не оставили без внимания другие исторические источники и материалы современных исследователей, выдвигающие иные, иногда неожиданные версии.

В настоящее время Юсуповский дворец является одним из самых ярких музеев Петербурга, в нем проходят экскурсии концерты, фестивали.

Дворец работает как культурный центр. Здесь проводятся экскурсии «Убийство Григория Распутина», «По княжеским жилым покоям», «Последние владельцы Юсуповского дворца» и комплексная экскурсия (все интерьеры и экспозиции дворца).

 

[1] Соловьева М.К. Валлен-Даламот.Л., 1989, с.95

[2] Там же с.97

[3] Тихонов Н.В. Юсуповский дворец. СПб., 2000, с.78

[4] Там же, с.83

Категория: Находки | Добавил: РефМастер (01.07.2016)
Просмотров: 806 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0