Главная » Статьи » Находки

Дворцовая - центральная площадь Санкт-Петербурга (1800-1830 гг.).

 

 

Дворцовая площадь - свидетельница парадной роскоши самодержавия и революционных бурь, раскачавших и уничтоживших его. На ней свершались государственные перевороты, устраивались торжества и воплощались в жизнь блестящие идеи архитекторов.

Петербург в своей архитектуре - многоликий и в то же время необычайно целостный, единый организм. Кажется, что здесь воплотились мечты лучших зодчих России и Европы, и, хотя многие творения первых зодчих города не дошли до наших дней, мы чтим их так же, как и тех, кто оставил свой заметный след в архитектурной панораме города.

Период 1800-1830 гг. в жизни центральной площади Петербурга ознаменовался воплощением грандиозных архитектурных проектов. Придя к власти, император Александр I принял решение благоустроить и возвеличить площадь перед Зимним дворцом. Можно сказать, что в указанный период «Дворцовая площадь не знала иных событий, кроме царственных изменений собственного облика». На Сенатской площади происходили страшные события декабристского восстания 1825 года, а Дворцовая - была свидетельницей парадов по случаю победы русских войск (в войне 1812 года).

В 1819 году Карлу Росси поручили сначала составить проект застройки площади против Зимнего дворца, а затем и руководить здесь всеми работами. В помощь ему определили архитекторов Руска, Ткачева, каменных дел мастера Доменико Адамани, а позже - архитекторов Гальберга, Колпачникова, Павлова. К этому времени участок против Зимнего дворца был застроен домами, созданными по проектам Фельтена для придворных вельмож. Эти дома много раз перепродавались или переходили в фамильное наследство, пока Александр I в 1811 году не распорядился строить здесь здание Генерального штаба. Тогда эти дома и еще несколько зданий стоявших рядов были постепенно выкуплены казной. Часть домов Росси сломал, а те, которые композиционно подчинялись его замыслу, в частности дома, построенные Фельтеном, включил в свое новое сооружение, не тронув их богатую внутреннюю отделку. Здание состоит из двух грандиозных по своей протяженности корпусов, соединенных в одно целое монументальными арками, переброшенными над Малой Морской улицей.

В западном корпусе размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в восточном - два министерства: иностранных дел и финансов. Сооружение здания Генерального (позже - Главного) штаба было завершено к 1823 году. Еще через год Росси отстроил вчерне корпус министерств иностранных дел и финансов, выходивший на Дворцовую площадь, набережную Мойки и Большую Морскую улицу. Оба эти огромные сооружения Росси объединил двумя триумфальными арками, одна из которых оформляет выезд на площадь, а другая завершает перспективу Большой Морской улицы со стороны Невского проспекта. Со стороны Зимнего дворца над аркой установлена фигура Славы в большой колеснице, запряженной шестеркой коней, крайних из которых держат под уздцы воины. Квадрига коней разделена надвое - по три коня в шеренге. Таким образом, в центре группы образуется пространство, через которое хорошо видна колесница триумфатора. Высота арки без скульптуры - около 28 метров, высота скульптурной группы - 10 метров, ширина арки - 17 метров.

Арка украшена фигурами воинов, летящими фигурами гениев Славы, скульптурными композициями из воинских доспехов. По желанию Росси все эти украшения исполнили профессора Академии художеств Н.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. В 1829 году все строительные леса были сняты и перед Зимним дворцом в полном величии и блеске встало новое, поистине грандиозное сооружение. Оно имело самый длинный в мире фасад - 580 метров и занимало всю южную сторону Дворцовой площади. К 1830 году Дворцовая площадь была обрамлена великолепными сооружениями - Зимним дворцом, Адмиралтейством и Главным штабом. Вне гармонической связи с этим ансамблем с восточной стороны площади стояло здание Экзерциргауза, где обучались солдаты. Его решили снести и в 1827 году был объявлен конкурс на застройку освобождаемого места. После долгих споров предпочтение было отдано проекту архитектора Александра Брюллова на строительство штаба Гвардейского корпуса. В 1837 году было начато строительство, которое закончилось в 1848 году.

В 1829 году на Дворцовой площади, по проекту архитектора Огюста Монферрана, в память побед русского войска над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. было начато строительство Александровской колонны. Она явилась композиционным центром Дворцовой площади. Пропорции и силуэт колонны отлично найдены. На фоне зданий, обрамляющих площадь, колонна воспринимается как важнейший элемент архитектурного пейзажа. Памятник представляет собой монолитную колонну из темно-красного полированного гранита, установленную на облицованном гранитом и украшенном бронзовыми барельефами постаменте. Венчает колонну фигура ангела с крестом, попирающего змею. Общая высота памятника - 47,5 м; диаметр нижней части колонны - более 3,5 м. Колонна весом свыше 600 тонн стоит строго вертикально без каких бы то ни было укреплений (удерживается только силой собственной тяжести) на постаменте, под которым забито 1250 деревянных свай. Фигура ангела высотой 6,4 м, изображающая аллегорию победы России в Отечественной войне 1812 г. создана скульптором Борисом Ивановичем Орловским, барельефы на постаменте, на которых представлены аллегорические фигуры и воинские доспехи исполнены группой скульпторов. Торжественное открытие Александровской колонны состоялось в 1834 году.

Еще одной жемчужиной архитектурного ансамбля Дворцовой площади является Адмиралтейство. Его реконструкция была проведена А. Захаровым - начата в 1805 году и закончена уже после смерти главного архитектора в 1823 г.

В 1783 году в связи с большим пожаром, уничтожившим часть строений Адмиралтейства, было решено перевести его в Кронштадт. Важнейшим мотивом для принятия такого решения была близость Адмиралтейства к Зимнему дворцу и кварталам, застроенным дворцами знати и домами дворянства и купечества. Но реализовать этот замысел не удалось. Вот почему перед строителями, реконструировавшими в начале XIX столетия центральные районы города, возникла необходимость изменить облик столь утилитарного сооружения, примитивного по характеру своей архитектуры, за исключением эффектной башни с ее стройным шпилем, увенчанным корабликом-флюгером. Эта задача была решена гениальным русским зодчим А. Д. Захаровым.

Работы по перестройке здания Адмиралтейства первоначально предполагалось ограничить только фасадами, сохранив старые стены и фундаменты здания. В процессе проектирования Захаров убедился в необходимости внутренней перепланировки. Разработанный им проект был утвержден 23 мая 1806 года. После утверждения проекта начались работы по перестройке восточного крыла здания против Зимнего дворца. К началу 1812 года была закончена реконструкция коробовской башни и венчающего ее шпиля. В этих работах Захаров показал себя искуснейшим строителем. Перестройка башни Адмиралтейства была сложнейшей конструктивной задачей. Захаров решил опереть пяты свода, возведенного над аркой главных ворот, на старые коробовские стены здания, на что, по словам одного из современников, «редкий, а может быть и никто не мог бы решиться».

Мало сказать, что Адмиралтейство - это памятник классицизма или ампира. Как и все великие создания человеческого гения, оно выше канонов, ибо обращено к векам. Для Захарова было важным равновесие объемов и масс, единство градостроительных, объемно-планировочных и декоративно-пластических задач. Поэтому любая деталь здесь подчинена целому, гигантское здание не подавляет, ибо во всем соразмерно человеку. Наряду с монументальностью в нем присутствует особая мягкость, можно даже сказать, деликатность. Удивительно строг и благороден захаровский ордер, главное средство пластической характеристики здания. В облике башни видны романтические элементы, встречающиеся и в других работах мастера. Изумительна прорисовка профилей.

Адмиралтейство - не просто архитектурный шедевр, это одна из трех главных доминант города (наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами), главное звено в системе городских ансамблей. Адмиралтейство завершает перспективы трех главных улиц в историческом центре Петербурга (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), определяя знаменитую трехлучевую планировку («трезубец»), сложившуюся еще в петровское время.

Без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских набережных (жаль, конечно, что во второй половине XIX века величественный фасад был закрыт громадами тяжеловесных зданий, чуждых характеру и масштабу этого шедевра архитектуры).

Адмиралтейский шпиль - один из главнейших в городе, он знаком даже тем, кто ни разу не был на берегах Невы, а кораблик-флюгер, укрепленный на шпиле - один из символов Петербурга.

Вследствие всех преобразований в начале XIX века Дворцовая площадь обрела неповторимый облик и подтвердила статус центральной площади Петербурга.

 

Использованные источники:

 

1.Бурдяло А. В. Необарокко в архитектуре Петербурга. - СПб.: Искусство СПб, 2002.

2.Санкт-Петербург. 1703-1917. - Сост. Даринский А. В. и др. - СПб, 1994.

Категория: Находки | Добавил: РефМастер (02.07.2016)
Просмотров: 558 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0