Главная » Статьи » Графические рассказы

Ленинград: архитектура XIX и начала XX веков

 

***

 

Ленинград - один из красивейших городов мира. Архитектурный облик его отличается редкостной цельностью и красотой. Спокойная протяженность проспектов, мерные ритмы дворцовых колоннад, вертикали шпилей, округлости куполов, горизонтали гранитных парапетов, - в этом строгом и стройном ансамбле обретают гармоническое звучание бессмертные творения зодчих XVIII, XIX, XX веков.

В архитектурных сооружениях 1800-х годов классицизм, - стилистическое направление, начинавшее набирать силу еще в конце XVIII века, - обретает свою зрелость и завершенность. Обращаясь к классическим образцам античной архитектуры, зодчие не копируют их, но создают произведения, созвучные времени. Архитекторы привлекают к участию в создании скульптурного убранства зданий лучших мастеров русской монументальной пластики, превращая каждую постройку в завершенный и величественный архитектурно-скульптурный ансамбль. Так, здание Казанского собора (арх. А. Н. Воронихин) ставшее памятником победы России в Отечественной войне 1812 года, полукружием грандиозной колоннады организует огромную площадь. Символ величия и славы России как морской державы, - здание Адмиралтейства (арх. А. Д. Захаров), - является важнейшим градостроительным узлом. Его стройный шпиль с золоченым корабликом гордо и властно вонзается в небо, словно перекликаясь со шпилем Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы.

И, наконец, строгое и величественное здание Смольного института (арх. Д. Кваренги),-для нас и для будущих поколений оно навсегда связано с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

Одним из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века стал Исаакиевский собор (арх. О. Монферран). В дальнейшем архитектура утратила былое стилистическое единство. На смену классицизму пришел период эклектики - направления, связанного с широким использованием различных стилистических приемов, заимствованных в архитектуре разных эпох. К раннему периоду этого направления относится здание Мариинского дворца - постройка архитектора А. И. Штакеншнейдера, еще сохраняющая черты классицизма с его строгой ритмикой и симметрией фасада, монолитностью объема. Впоследствии классицизм надолго перестает быть образцом для подражания и стилизации. Так, мотивы архитектуры Ренессанса отчетливо звучат в декоративном убранстве фасадов здания Нового Эрмитажа, построенного по проекту Л. Кленце русскими архитекторами В. II. Стасовым и Н. Е. Ефимовым.

В архитектуре Петербурга конца XIX - начала XX века ясно прослеживаются два основных направления. Первое - связано с дальнейшим развитием эклектизма, другое, новое стилистическое направление, - модерн, основывалось на использовании современных строи тельных материалов и конструкций. Рождалась архитектура нового типа, но главные, поистине революционные преобразования, были еще впереди. В одной из последних значительных построек петербургской дореволюционной архитектуры, - бывшем особняке Кшесипской (арх. А. И. Гоген) - ныне размещается Музей Великой Октябрьской социалистической революции.

 

***

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Графические рассказы | Добавил: РефМастер (02.07.2019)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0